Электронная подпись – это атрибут электронного документа, позволяющий установить авторство: она может быть равнозначна рукописной подписи, а значит, обеспечивает подписанным электронным документам юридическую силу. На территории РФ в электронном документообороте можно использовать три вида подписей: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Такая классификация установлена статьей 5 63-ФЗ “Виды электронных подписей”.
Классификация электронных подписей:
-
Простая электронная подпись - это подпись, которая подтверждает подпись документа владельцем. Она не может подтвердить неизменность документа. При организации документооборота необходимо заключать договор, который подтверждает её подлинность.
-
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) - это подпись, которая подтверждает авторство и неизменность документа. Для неквалифицированной электронной подписи используются ключи шифрования: закрытый и открытый. При организации документооборота также необходимо заключать договор, который подтверждает её подлинность. НЭП может подтверждаться сертификатом, но это не обязательное условие её получения.
-
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) - это НЭП, которая выдаётся только теми Удостоверяющими центрами, которые прошли аккредитацию Минкомсвязи РФ. Такие подписи используются в работе с госорганами и в ведении внешнего ЭДО. При использовании УКЭП не нужно заключать договор, удостоверяющий её подлинность, она имеет юридическую силу без дополнительных условий.
Чтобы самостоятельно организовать юридически значимый ЭДО, нужно:
-
Подписать соглашение об ЭДО с контрагентами согласно №63-ФЗ “Об электронной подписи”;
-
Определить лицо, ответственное за подпись электронных документов, и составить доверенность с его полномочиями;
-
Получить квалифицированную электронную подпись согласно №63-ФЗ “Об электронной подписи”;
-
Приобрести КриптоАРМ ГОСТ - программу для подписи и шифрования документов: она сертифицирована ФСБ России и подписывает пакеты файлов (например, архивы .rar и .zip), автоматически создаёт и проверяет электронные подписи;
-
Определить сроки хранения электронных документов, идентичные срокам хранения бумажных аналогов.