Как подписать документ усовершенствованной подписью от имени организации

Анастасия Митина · 17 мая 2024 · 1231 · Поделиться

Усовершенствованная подпись — формат электронной подписи (далее — ЭП), при создании которой добавляется следующая информация:

  • время создания подписи путём обращения к сервису TSP-службы для создания метки точного времени;
  • статус сертификата в момент подписания документа путём обращения к сервису OCSP-службы.

Сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — УКЭП), выдаваемые удостоверяющим центром Федерального казначейства, не содержат в себе сведения о службе OCSP. В итоге, директора организаций и ИП не могут подписывать документы усовершенствованной подписью, создаваемой согласно требованиям стандарта Cades-X Long Type 1. В частности, директора образовательных учреждений не могут заключать электронные договоры с Институтом развития дополнительного образования.

Однако выход есть — электронные документы можно подписывать сертификатом сотрудника организации/ ИП и прикладывать машиночитаемую доверенность (далее — МЧД). Сотрудники как физические лица получают сертификаты УКЭП в коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре. Такие сертификаты имеют в своём составе ссылку на адрес OCSP-службы, и с их помощью можно подписывать документы усовершенствованной подписью.

В свою очередь, прилагаемая МЧД подписывается сертификатом УКЭП директора учреждения и подтверждает полномочия сотрудника на электронное взаимодействие с иными юридическими лицами. Файл МЧД должен быть подписан УКЭП стандартом CAdES-BES, вид подписи — отсоединённая, кодировка —  DER. Подробнее о том, что такое МЧД и как её подписать, см. статью «Электронная доверенность: как сформировать и подписать МЧД».

Важно! Сотрудник подписывает договор от имени учреждения, поэтому именно он должен быть указан в качестве лица, представляющего организацию по доверенности, а также в качестве подписанта в конце документа.

Таким образом, сотрудник должен иметь и сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи, и МЧД от директора на подписание договоров от имени организации.

Требуемое ПО для работы с усовершенствованной подписью

Для подписания электронных документов усовершенствованной подписью необходимо специальное ПО, установленное на рабочее место, а именно:

  • криптопровайдер КриптоПро CSP 5.0 для осуществления криптографических операций подписи и шифрования документов;
  • КриптоПро TSP Client 2.0 для работы со штампами времени;
  • КриптоПро OCSP Client 2.0 для получения актуального статуса сертификата подписи в момент подписания документов;
  • программа для подписи и шифрования файлов КриптоАРМ.

Как подписать документ усовершенствованной подписью

Для подписания электронного документа усовершенствованной подписью с отметкой об ЭП в КриптоАРМ необходимо открыть Меню — раздел Документы — мастер Подпись и шифрование.

Интерфейс приложения КриптоАРМ

В мастере необходимо активировать тоггл операции Подписать открыть Настройки операций.

В Настройках операций необходимо выбрать Стандарт подписи — CAdES-X Long Type 1 и указать адреса служб TSP- и OCSP-серверов:

  • адрес TSP-сервера можно узнать на сайте удостоверяющего центра, выдавшего сертификат подписи;
  • адрес OCSP-сервера автоматически подтянется из сертификата УКЭП, который был выдан коммерческим аккредитованным удостоверяющим центром.
Настройки операции Подписать в приложении КриптоАРМ

Для подписания электронного договора с ИРПО необходимо создать штамп подписи. Для этого нужно активировать галочку Создать печатную форму со штампом подписи для PDF-документа.

ИРПО предъявляет следующие требования к штампу подписи:

  • размер: ширина 80 мм, высота 30 мм;
  • положение выбирается в зависимости от документа (необходимо подогнать и проставить оттиск на соответствующее место в реквизитах документа, под своими реквизитами);
  • в разделе «Штампы времени» должны отразится «Служба штампов времени (TSP)» и «Служба онлайн статусов (OCSP)». Напоминаем, что адрес TSP-сервера можно узнать на сайте удостоверяющего центра, а адрес OCSP-сервера подтянется из сертификата УКЭП.

Подробнее о настройке штампа подписи см. статью Визуализация электронной подписи с КриптоАРМ ГОСТ 3».

Далее необходимо выбрать личный сертификат УКЭП, выданный сотруднику организации, и доверенность (файлы формата XML и SIG).

Интерфейс мастера Подпись и шифрования с открытым правым боковым меню для выбора доверенности

Далее необходимо загрузить договор или иной документ в КриптоАРМ и нажать на кнопку Выполнить.

Интерфейс мастера Подпись и шифрование после полной настройки операции Подписать и загрузки документа в приложение

После подтверждения выполнения операции ввести пароль на защищённый носитель и получить в окне результатов операций документ, подписанный усовершенствованной подписью, а также его PDF-копию со штампом подписи.

Таким образом, для подписания документов усовершенствованной подписью необходимо выдать сотруднику с сертификатом электронной подписи МЧД для электронного взаимодействия с иными организациями от имени учреждения и установить требуемое ПО для работы. Воспользовавшись данной инструкцией, сотрудник быстро и без проблем подпишет договор с ИРПО.

Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!