Железный почтовый ящик: как начать работу
Железный почтовый ящик — портативная версия программы КриптоАРМ, представленная на специальном носителе. В эту версию встроен криптопровайдер OpenSSL для работы с открытой криптографией.
Рассмотрим основные настройки Железного почтового ящика на примере КриптоАРМ версии 6 для Windows с использованием самоподписанных сертификатов ЭП, созданных по алгоритмам RSA или ECDSA.
Для запуска программы подключите флешку к компьютеру и запустите файл cryptoarm-6.2.4-portable-win64-x86.exe. Скачать файл можно по ссылке, для Linux своя ссылка.
Обмен подписанными и зашифрованными сообщениями возможен после выполнения следующего алгоритма действий:
- Подключение почтового аккаунта.
- Создание самоподписанного сертификата и его привязка к профилю.
- Экспорт открытого ключа личного сертификата и его отправка второй стороне.
- Получение сертификата получателя и создание контакта с привязкой к сертификату.
- Обмен письмами.
Рассмотрим этапы подробнее.
Подключение почтового аккаунта
Добавление почтового ящика в Железном почтовом ящике ничем не отличается от аналогичных действиях в других версиях КриптоАРМ с встроенным почтовым клиентом: КриптоАРМ ГОСТ 3 или КриптоАРМ 6.
Подробная инструкция содержится в статье «Как подключить почтовый аккаунт в КриптоАРМ».
- Нажмите Добавить аккаунт.
- Заполните поля с учётными данными, серверов входящей и исходящей почты.
- Нажмите Далее.
- Укажите дополнительные параметры: имя аккаунта, срок для выгрузки писем, настройки хранения почты и папок.
- Если планируете хранить всю переписку на флешке, активируйте функцию Удалять оригиналы писем с почтового сервера и укажите, письма из каких папок будут храниться только локально, а какие — и флешке, и на сервере.
- Нажмите Добавить.
Почтовый аккаунт подключён. Теперь вы можете использовать Железный почтовый ящик в качестве обычного почтового клиента: получать и отправлять обычные письма.
Генерация самоподписанного сертификата электронной подписи
- Откройте Меню — раздел Сертификаты.
- Выберите Добавить сертификат — Создать запрос.
- В правом верхнем углу активируйте функцию Создать самоподписанный сертификат.
- Укажите сведения о владельце, то есть о себе.
- Откройте Параметры ключа и выберите криптопровайдер OpenSSL.
- Если вы с собеседником договорились о конкретном алгоритме для создания ключевой пары, выберите алгоритм ECDSA либо RSA.
- Нажмите Сохранить.
- Введите ПИН-код для защиты закрытого ключа. Его вы будете вводить перед подписанием писем или для расшифрования получаемых сообщений. Обязательно запомните его и не храните его в файле на флешке!
- Нажмите Применить.
Самоподписанный сертификат электронной подписи готов. Его ключи хранятся в памяти железного почтового ящика.
Чтобы привязать сертификат ЭП к почтовому аккаунту:
- Откройте раздел Почта — нажмите на Почтовый аккаунт — Настройки — Редактировать.
- В разделе Безопасность выберите личный сертификат из списка, нажав Редактировать.
КриптоАРМ шифрует письма на оба сертификата: и на ваш, и на сертификат второй стороны. Вы можете выбрать алгоритм шифрования писем согласно вашей договорённости с собеседником: в Настройках шифрования писем выберите алгоритм AES-256-CBC или DES3-CBC.
Экспорт открытого ключа
Чтобы вторая сторона могла отправлять вам зашифрованные письма, вы должны отправить открытый ключ.
- Откройте раздел Сертификаты — Личные сертификаты.
- Нажмите на свой самоподписанный сертификат и в верхней панели действий выберите Экспортировать.
- Нажмите Выполнить и выберите папку для сохранения сертификата в файле формата CER.
- Отправьте файл второй стороне по e-mail, в мессенджере или в социальной сети.
Открытый ключ можно спокойно распространять по интернету, потому что с его помощью можно только шифровать файлы и письма, а также проверять действительность подписи. Он не участвует в расшифровании или подписании важной информации.
Создание контакта с привязкой к сертификату
- Получите сертификат собеседника в формате CER.
- Установите его в хранилище сертификатов Других пользователей и Удостоверяющие центры.
- В списке сертификатов Других пользователей нажмите на сертификат собеседника и в верхней панели действий выберите Создать контакт.
- Заполните данные контакта, в том числе e-mail, и нажмите Сохранить.
Готово! Сертификат электронной подписи собеседника установлен и привязан к контакту. Теперь вы готовы обмениваться защищёнными электронными письмами.
Обмен защищёнными письмами
Чтобы отправить зашифрованное письмо, вы создали контакт с привязкой к сертификату получателя. Чтобы отправить подписанное письмо, вы привязали свой сертификат ЭП к почтовому аккаунту в программе.
Чтобы отправить подписанное и зашифрованное сообщение в Железном почтовом ящике:
- Откройте КриптоАРМ — раздел Почта — Новое сообщение.
- Заполните поля Кому, Тема, тело письма и прикрепите файлы при необходимости.
- Нажмите Безопасность и активируйте операции Подписать, Зашифровать.
- Нажмите Отправить и введите пароль.
Готово! Вы отправили первое зашифрованное и подписанное письмо.
После получения от собеседника зашифрованного и подписанного письма:
- введите пароль для расшифрования содержимого (программа запросит автоматически);
- проверьте действительность подписи, чтобы убедиться в авторстве отправителя.
Если срок действия сертификата истёк
Когда у вас или вашего собеседника истечёт срок действия сертификата ЭП, замените его в соответствующих настройках:
- личный сертификат — в настройках почтового аккаунта;
- сертификат второй стороны — в настройках контакта.