Сертификат КЭП. Что изменилось с 1 января 2022 года?

Анастасия Митина · 18 янв 2022 · 1695 · Поделиться

Вступили в силу положения Закона № 476-ФЗ, которые касаются изменений правил использования сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) физическими и юридическими лицами.

Где получить сертификат КЭП в 2022 году

Как мы писали ранее, теперь в зависимости от статуса заявителя сертификат КЭП можно получить в том или ином удостоверяющем центре:

  • заявитель — физическое лицо обращается в Удостоверяющий центр, прошедший аккредитацию после 01 июля 2020 года (ознакомиться со списком АУЦ здесь);
  • заявитель — юридическое лицо, ИП, нотариус обращается в Удостоверяющий центр ФНС России (список инспекций, в которых можно получить КЭП) или к доверенным лицам УЦ ФНС России: ПАО «Сбербанк России», АО «Аналитический центр», Банк ВТБ (ПАО), подробнее об этом здесь;
  • заявитель — участник финансового рынка обращается в УЦ Банка России;
  • заявитель — сотрудник бюджетной организации, госслужащий, сотрудник организации с госучастием, обращается в УЦ Федерального казначейства.

Применение МЧД

С 01 марта 2022 года вступят в силу требования к электронным доверенностям (машиночитаемые доверенности, МЧД). Сотрудники организаций смогут подписывать электронные документы сертификатами КЭП, выданными им лично, как физическим лицам, и прикладывать к ним машиночитаемую доверенность. Доверенность выписывается руководителем организации, заверяется его КЭП и регистрируется в информационной системе ФНС России, Банка России или Федерального казначейства.

В течение 2022 года установлен переходный период для использования МЧД (см. Федеральный закон № 443-ФЗ). Он разрешает сотрудникам организаций применять сертификаты КЭП, полученные в УЦ, аккредитованных по новым правилам после 01.07.2020 года, без необходимости получения и указания машиночитаемой доверенности. Но уже с 01 января 2023 года требование по использованию МЧД станет обязательным для всех сотрудников юридических лиц и ИП.

На сайте ФНС России функционирует сервис для создания или проверки электронной доверенности для представления в налоговые органы.

На портале Центробанка реализован функционал для создания МЧД (подробнее в Инструкции). Сформированный файл доверенности формата xml можно подписать с помощью программы КриптоАРМ ГОСТ.

Вернуться к списку новостей

Подпишитесь и получайте новые статьи по почте

Заполните поле Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!

Узнавайте новости первыми —
подпишитесь на нашу новостную рассылку

Заполните поле
Подписаться

Подписываясь, вы соглашаетесь на получение информационных сообщений от компании
ООО «Цифровые технологии» на условиях Политики конфиденциальности

Спасибо, что подписались
на нашу рассылку!