Сертификат КЭП. Что изменилось с 1 января 2022 года?
Вступили в силу положения Закона № 476-ФЗ, которые касаются изменений правил использования сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) физическими и юридическими лицами.
Где получить сертификат КЭП в 2022 году
Как мы писали ранее, теперь в зависимости от статуса заявителя сертификат КЭП можно получить в том или ином удостоверяющем центре:
- заявитель — физическое лицо обращается в Удостоверяющий центр, прошедший аккредитацию после 01 июля 2020 года (ознакомиться со списком АУЦ здесь);
- заявитель — юридическое лицо, ИП, нотариус обращается в Удостоверяющий центр ФНС России (список инспекций, в которых можно получить КЭП) или к доверенным лицам УЦ ФНС России: ПАО «Сбербанк России», АО «Аналитический центр», Банк ВТБ (ПАО), подробнее об этом здесь;
- заявитель — участник финансового рынка обращается в УЦ Банка России;
- заявитель — сотрудник бюджетной организации, госслужащий, сотрудник организации с госучастием, обращается в УЦ Федерального казначейства.
Применение МЧД
С 01 марта 2022 года вступят в силу требования к электронным доверенностям (машиночитаемые доверенности, МЧД). Сотрудники организаций смогут подписывать электронные документы сертификатами КЭП, выданными им лично, как физическим лицам, и прикладывать к ним машиночитаемую доверенность. Доверенность выписывается руководителем организации, заверяется его КЭП и регистрируется в информационной системе ФНС России, Банка России или Федерального казначейства.
В течение 2022 года установлен переходный период для использования МЧД (см. Федеральный закон № 443-ФЗ). Он разрешает сотрудникам организаций применять сертификаты КЭП, полученные в УЦ, аккредитованных по новым правилам после 01.07.2020 года, без необходимости получения и указания машиночитаемой доверенности. Но уже с 01 января 2023 года требование по использованию МЧД станет обязательным для всех сотрудников юридических лиц и ИП.
На сайте ФНС России функционирует сервис для создания или проверки электронной доверенности для представления в налоговые органы.
На портале Центробанка реализован функционал для создания МЧД (подробнее в Инструкции). Сформированный файл доверенности формата xml можно подписать с помощью программы КриптоАРМ ГОСТ.