В чём разница между удалёнкой и дистанционкой? Что будет, если не выходить на связь с руководителем более двух дней подряд? Можно ли работника перевести на удалённый режим работы без его согласия? Читайте в нашей статье ответы на эти и другие вопросы, связанные с изменениями в регулировании дистанционной работы.
Основные изменения
- Дистанционка и удалёнка ничем не отличаются и означают формат взаимодействия работника с работодателем вне зоны контроля работодателя (вне офиса, филиала, иного структурного подразделения).
- Дистанционная работа может быть постоянной, временной (на срок до 6 месяцев) или периодической (чередование работы в офисе, из дома). Также возможен принудительный переход на дистанционный режим работы в исключительных случаях (катастрофы, аварии и т. д.) по инициативе работодателя без согласия работника.
- Порядок взаимодействия работодателя и дистанционного работника устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к нему.
- Работник определяет режим рабочего времени самостоятельно, если иное не предусмотрено в соглашениях и локальных актах работодателя.
- Установлены новые основания прекращения трудового договора:
- по инициативе работодателя - в случае, если работник не выходит на связь более двух рабочих дней подряд (иной срок может быть определён сторонами или локальными актами);
- переезд работника, в связи с которым он не может исполнять свои трудовые обязанности на прежних условиях.
- Предусмотрены дополнительные гарантии для дистанционщиков:
- Звонки по телефону, общение в мессенджерах, рабочих чатах и посредством электронной почты - всё время взаимодействия работника с работодателем включается в рабочее, следовательно, оплачиваемое время.
- При переводе на дистанционный режим зарплата не снижается. Размер оплаты труда зависит от объёма выполняемых трудовых обязанностей или, например, выполнения плана, достижения определённых показателей.
- Работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым: компьютер, программное обеспечение, средства защиты информации и т. д.. В противном случае работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование личных технических средств и возмещает расходы, связанные с их использованием. Порядок, сроки и размер всех выплат определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к нему.
- Заключить трудовой договор, дополнительное соглашение к нему можно в электронной форме. Направлять бумажный экземпляр необходимо при наличии письменного заявления работника. При этом копию приказа о прекращении трудового договора работодатель обязан направить на бумажном носителе заказным письмом.
- Работодатель обязан использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП), а работник - КЭП или неквалифицированную электронную подпись (НЭП) при заключении, внесении изменений и расторжении трудовых договоров, дополнительных соглашений к ним, договоров о материальной ответственности, ученических договоров. При этом ТК РФ не устанавливает, кто из сторон (работник или работодатель) несёт расходы на приобретение электронной подписи.
- При обмене иными электронными документами вид электронной подписи и форма обмена определяется сторонами и локальными актами работодателя. Обязательное условие - необходимо зафиксировать факт получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Перечисленные изменения, которые внёс Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ, облегчил жизнь и работодателям, и работникам, легализовал возможность использовать разные виды электронной подписи работника при кадровом ЭДО.
Инструменты кадрового ЭДО
При обмене электронными документами с дистанционными работниками можно использовать различные средства: электронная почта, корпоративный портал, мессенджеры и пр.
Если у Вас обмен документами организован на платформе 1С-Битрикс, то Вы можете воспользоваться модулем “КриптоАРМ Документы. Корпоративный портал”. Для корректной работы модуля необходимо приобрести:
Модуль позволяет хранить подписанные документы, обмениваться ими с работниками, а также выстраивать бизнес-процессы и уменьшать время на обработку корреспонденции.
Более простой вариант обмена может быть организован с помощью следующих средств:
Каждая из сторон поочерёдно подписывает нужный электронный документ и направляет другой стороне. Хранение файлов осуществляется средствами работодателя.
Как подписать документ электронной подписью с помощью КриптоАРМ ГОСТ - см. Инструкцию.