Подпись со стандартом CAdES
О подписи CAdES
В КриптоАРМ можно создать электронную подпись файлов со стандартами:
- CAdES-BES - базовая подпись без меток времени,
- CAdES-T - подпись со штампом времени (TSP) для фиксации момента подписания,
- CAdES-A - для создания подписи с архивными штампами времени,
- CAdES-X Long Type 1 - для создания усовершенствованной подписи. Расширяет стандарт CAdES-A: сохраняет полные доказательства валидации и цепочки сертификатов.
Подпись может быть добавлена в файл как присоединенная или отсоединенная.
При присоединенной подписи документ и подпись хранятся в одном файле. Для подписанного документа создается новый файл расширением (например, .p7s или .sig). Что делает невозможным открытие файла без снятия подписи с помощью специализированного приложения. Основное преимущества такого варианта — удобство хранения и передачи.
Отсоединенная подпись сохраняется в отдельном файле (обычно с расширением.p7s или.sig). Исходный документ остается неизменным и доступным для просмотра.
💡 Совет: В мастере «Подпись и шифрование» вы можете выполнить подпись PDF-файлов со стандартом PAdES. Подробнее читайте в инструкции Подпись PDF-документов.
Подпись документов
💡 С чего начать: Чтобы оценить, готово ли ваше рабочее место для работы с электронной подписью, воспользуйтесь Проверкой рабочего места.
Шаг 1. Запуск мастера
- Перейдите в раздел Документы.
- Нажмите Подпись и шифрование в боковом меню раздела Документы.
- Откроется новая вкладка с мастером.
💡 Совет: Открыть мастер можно с помощью действия Добавить в → Подпись и шифрование для файла в папке «Архив», результатах операции или в разделе «Почта».
Шаг 2. Добавление документов
Добавьте документы в мастер одним из способов:
- Перетащите один или несколько файлов в окно приложения,
- Загрузите с помощью кнопки Загрузить с компьютера или Добавить из Архива.
💡 Совет: Вы можете перетаскивать в мастер не только файлы, но и папки. При этом все файлы из вложенных папок также будут добавлены в мастер.
Шаг 3. Настройка параметров подписи
💡 Совет: По умолчанию в мастере применяются настройки из активного профиля подписи. Вы можете переключаться между профилями, предварительно настроив в каждом нужные параметры для разных операций.
-
Выберите Подписать в блоке Операции.
-
В блоке Личная подпись выберите:
- Личный сертификат. Нажмите на кнопку Редактировать
и в открывшемся окне кликните на иконку нужного сертификата. При необходимости можно просмотреть сведения о сертификате по кнопке
.
- Стандарт подписи. Нажмите на кнопку Редактировать
и в открывшемся окне выберите один из доступных стандартов. Для стандартов со штампами потребуется указать дополнительные настройки служб штампов времени. Подробнее читайте в инструкции Настройки для стандартов со штампами.
- Машиночитаемую доверенность (при необходимости). Файлы доверенности будут сохранены в папку с подписанным файлом.
- Личный сертификат. Нажмите на кнопку Редактировать
-
При необходимости внесите изменения в дополнительные настройки, скрытые в кнопку Дополнительно.
-
Укажите настройки для сохранения результата операции.
-
Нажмите кнопку Выполнить.
Шаг 4. Подтверждение операции
Перед выполнением подписи запрашивается ее подтверждение.
Чтобы подтвердить операцию:
- Ознакомьтесь со сведениями в окне Подтверждение. Окно содержит сведения о количестве документов и выполняемой с ними операции, а также сертификатах, которые будут использоваться.
-
Нажмите кнопку Продолжить.
Нажав «Продолжить» в окне, вы подтверждаете, что ознакомились с подписываемыми данными.
После подтверждения будет запущено выполнение операции.
💡 Совет: Чтобы просмотреть информацию о сертификате подписи, нажмите на кнопку Показать сертификат. После этого нажмите на панель с сертификатом.
💡 Совет: Чтобы отменить операцию, нажмите на кнопку «Отмена». Следует помнить, что все операции с документами выполняются последовательно, и если вы нажмёте на кнопку, то операция будет остановлена на том документе, с которым производилась на момент отмены.
Дополнительные уведомления
В окне с подтверждением операции могут появиться дополнительные уведомления, если:
-
Сертификат подписи недействителен,
-
Срок действия открытого или закрытого ключа личного сертификата 30 дней и менее,
-
Сертификат подписи машиночитаемой доверенности недействительный или сведения о владельце сертификата подписи отличаются от данных в машиночитаемой доверенности.
🚨 Важно: Во всех случаях подпись будет выполнена, но стоит учесть, что её действительность может быть поставлена под сомнение.
Шаг 5. Результат операции
Если операция прошла успешно, подписанные файлы будут сохранены в соответствии с указанными настройками.
💡 В окне с результатами операции вы можете ознакомиться с информацией о подписи, отправить файл по электронной почте, сохранить его в «Архиве» и многое другое. Подробнее читайте в инструкции Действия с документами.
Подписание сертификатом DSS
Особенности
Сертификат DSS — сертификат электронной подписи, ключ от которого генерируется и хранится на сервере Удостоверяющего центра. Благодаря этому владельцу сертификата не требуется записывать и хранить ключ на токене или компьютере. Это позволяет ему подписывать электронные документы с любого устройства и из любого места, где есть доступ в интернет.
Подпись документов с помощью сертификата DSS имеет следующие особенности:
-
Ограниченные настройки подписи:
- Недоступен выбор стандарта подписи PAdES,
- Отсутствует возможность установки штампов времени.
-
Процесс аутентификации:
- Нужен доступ к интернету,
- Иногда требуются дополнительные методы подтверждения.
Подпись документов сертификатом DSS
⚠️ Примечание: Для DSS подписи не требуется лицензия на программный продукт КриптоПро CSP.
Процесс подписи с использованием сертификата DSS не отличается от подписи с помощью обычного сертификата, за исключением нескольких шагов.
- Добавьте документы в мастер.
- Выберите Подписать в блоке Операции.
- Выберите DSS-сертификат в блоке Личная подпись.
- Укажите настройки для сохранения результата и нажмите на кнопку Выполнить:
-
При необходимости пройдите аутентификацию в DSS-сервисе:
-
Может быть открыто окно для ввода пароля для аутентификации на сервисе DSS, если для аутентификации задан пароль и время действия токена аутентификации истекло.
Введите пароль и нажмите Продолжить.
Если токен аутентификации не истек, то данный шаг пропускается.
-
Может быть открыто окно для подтверждения аутентификации на сервисе DSS, если для аутентификации задан вход по SIM-карте или по мобильному приложению и время действия токена аутентификации истекло. Подтвердите операцию входа на сервис на устройстве. Если токен аутентификации не истек, то данный шаг пропускается.
-
-
При необходимости укажите пароль к ключевому контейнеру.
Введите пароль и нажмите Применить.
Если пароль не задан, то данный шаг пропускается.
-
Подтвердите операцию на вашем устройстве. У разных DSS-провайдеров могут быть разные способы подтверждения: через SIM-карту или с помощью мобильного приложения.
- Дождитесь окончания операции.
Возможные ошибки
При возникновении ошибки вы увидите уведомление в правом верхнем углу. Для детального анализа откройте список уведомлений и перейдите в Журнал.
⚠️ Примечание: Коды ошибок (0x...) фиксируются для криптопровайдера КриптоПро CSP.
Код ошибки | Ошибка | Рекомендуемые действия |
---|---|---|
- | Не удалось открыть файл | 1. Проверьте наличие и доступность файлов 2. Убедитесь, что файлы не пустые (имеют ненулевой размер) 3. Повторите добавление файлов в мастер |
- | Не удалось подписать файл | 1. Проверьте права доступа к папке, указанной для сохранения результатов 2. Освободите место на диске |
- | Отсутствует необходимый криптопровайдер. Алгоритм открытого ключа сертификата: ГОСТ Р 34.10-2012 256 бит | Установите криптопровайдер КриптоПро СSP и перезапустите приложение КриптоАРМ |
- | Отсутствует действующая лицензия КриптоАРМ | 1. Приобретите лицензию КриптоАРМ 2. Активируйте лицензию в настройках программы |
0x8009001d | Отсутствует действующая лицензия КриптоПро СSP | Установите лицензию КриптоПро CSP |
0xc2100140 | Отсутствует лицензия на модуль КриптоПро TSP Client | Приобретите и установите лицензию TSP Client |
0xc2110140 | Отсутствует лицензия на модуль КриптоПро OCSP Client | Приобретите и установите OCSP Client |
- | Не установлены модули TSP/OCSP Client | Установите недостающие модули |
- | Не выбран сертификат подписи | Выберите сертификат в настройках подписи |
- | Не указан адрес службы TSP | Введите корректный адрес TSP-сервера |
0x80072ee7 | Некорректный адрес службы TSP | 1. Проверьте правильность введенного адреса 2. Убедитесь в доступности сервера |
- | Сертификат не подходит для усовершенствованной подписи | Выберите подходящий сертификат или измените настройки стандарта подписи |
- | Не указан адрес прокси-сервера | 1. Введите корректный адрес прокси 2. Проверьте параметры сети |
- | Не указан порт прокси-сервера | 1. Укажите правильный порт прокси-сервера 2. Проверьте настройки подключения |
0x80072ee6 | Некорректные настройки прокси | 1. Проверьте параметры прокси-сервера 2. Временно отключите прокси для тестирования |
- | Папка для сохранения не найдена | 1. Проверьте существование указанной папки 2. Создайте и укажите новую папку для результатов |
- | Файл МЧД поврежден или не обнаружен | 1. Проверьте целостность файла машиночитаемой доверенности 2. Запросите корректную версию файла |
0x80072ee7 | Нет подключения к интернету | 1. Проверьте сетевое подключение 2. Убедитесь, что брандмауэр не блокирует соединение (Для подписей со штампами) |